Цифровая экономика упрощает жизнь каждого: способствует снижению затрат и повышению эффективности деятельности частных предпринимателей и государственных органов, облегчает и улучшает жизнь граждан, обеспечивает конкурентоспособность национальных экономик. Именно поэтому широкое внедрение инструментов цифровой экономики является одной из актуальнейших задач современной России.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации на период до 2024 года» в числе приоритетных содержит задачи по ускорению технологического развития России обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий.
Одной из технологий, призванных трансформировать национальную и мировую экономику, является технология блокчейн.
Блокчейн — это построенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связанный список), содержащих информацию. Проверка операций в распределенном реестре осуществляется в независимых узлах проверки, которые хранят копии транзакций всех участников системы.
Технология блокчейн обеспечивает формирование стабильной распределенной базы данных, которая крайне изменчива или ложна. Операции на блокчейне не требуют дополнительного подтверждения, они проверяются самой технологией.
Внедрение блокчейна принесет ряд преимуществ обществу, бизнесу и государству. Но без центральной роли государства интеграция технологий блокчейн в реальный сектор экономики практически невозможна.
Целью данной аналитической статьи является демонстрация технической возможности широкого внедрения технологии блокчейн в народное хозяйство при условии ведущей роли государства.
Читайте также: Рейтинг криптобирж для торговли
- Текущее состояние развития блокчейн технологии в России и мире
- Правовое регулирование токенов и криптовалют: мировой опыт
- Законодательство Швейцарии
- Законодательство США
- Законодательство Эстонии
- Национальная цифровая платформа по токенизации (НЦПТ)
- Схема работы НЦПТ
- Пример использования НЦПТ
- Правовое регулирование токенов и криптовалют при наличии НЦПТ
Текущее состояние развития блокчейн технологии в России и мире
В настоящее время интерес к технологиям блокчейн значительно снизился, что продиктовано рядом взаимосвязанных событий.
В первую очередь это связано с тем, что на основе блокчейна созданы криптовалюты, самой известной из которых является биткойн.
Частные криптовалюты имеют, с одной стороны, материальную ценность, которая была сформирована рыночными механизмами, а с другой стороны, анонимность владельцев.
Оба фактора в совокупности составляют риск использования криптовалют в противоправной деятельности: отмывание средств, полученных незаконным путем, финансирование террористических преступных организаций, коррупция и т д.
Этот риск, а также отсутствие технических возможностей для обеспечения прозрачности использования криптовалют привели к осторожному отношению к криптовалютам со стороны государства. Это, в свою очередь, привело к отсутствию правового регулирования блокчейна.
Частные компании без единой системы стандартизации и с учетом невозможности широкой интеграции с другими компаниями и государством лишены выгоды от использования блокчейна. Что привело к отсутствию массового развития технологии.
Иными словами, продукты компаний, разработанные на базе блокчейна, в настоящее время могут использоваться исключительно как дублирование текущих регламентационных процессов, установленных государством.
Обобщая вышеизложенное, считаю, что основной причиной отсутствия развития технологии блокчейн в России и мире является отсутствие комплексной государственной стратегии по внедрению технологии блокчейн в экономику.
Комплексная стратегия должна включать как технические, так и юридические аспекты. Основным принципом внедрения технологии блокчейн должно быть постепенное действие.
В настоящее время в мире нет стран, имеющих комплексные стратегические программы по внедрению блокчейна в экономику. Основное внимание регуляторов направлено на оценку рисков и преимуществ регулирования криптовалют.
Я думаю, что сама формулировка вопроса неверна. Криптовалюты невозможно полностью регулировать, не обеспечив прозрачность их использования. 🚩
Обеспечить прозрачность работы для государства можно, создав государственную блокчейн-инфраструктуру.
Важно отметить, что внедрение технологий блокчейн в рамках стратегии может осуществляться параллельно с реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Это укрепит ряд направлений:
- Цифровое государственное управление
- Информационной безопасности
- Цифровые технологии
- Информационная инфраструктура
Принятие стратегии внедрения технологии блокчейн в РФ обеспечит синергетический эффект всех цифровых технологий и выведет российскую экономику на принципиально иной технологический уровень.
Читайте также: Обзор биржи Kraken
Правовое регулирование токенов и криптовалют: мировой опыт
Как упоминалось выше, токены и криптовалюты, с одной стороны, анонимны, а с другой — имеют ценность.
Оба эти фактора в совокупности создают риск использования токенов и криптовалют в незаконных целях.
Этот риск привел к тому, что токены и криптовалюты не были полностью легализованы ни в одной стране мира.
Практика правового регулирования свелась к тому, что если выпущенный токен или криптовалюта по критериям подпадает под определение какого-либо финансового инструмента, например ценной бумаги, то обращение с этим токеном или криптовалютой должно осуществляться снаружи в соответствии с действующим законодательством.
Также следует отметить, что криптовалюты, выпущенные бесконтрольно и используемые в качестве платежного средства, могут влиять на инфляцию, спрос и стабильность всей финансово-экономической системы государства. Точно просчитать это влияние крайне сложно, но разрушительное влияние бесконтрольных криптовалют на экономику очевидно.
Законодательство Швейцарии
Согласно швейцарскому законодательству, в каждом конкретном случае должна проводиться оценка соответствия токенов требованиям регулирования финансовых рынков, в частности Закону о борьбе с отмыванием денег (AMLA.
При оценке токенов финансовый регулятор учитывает их функции, возможность торговли или передачи.
FINMA (Swiss Financial Markets Authority) — это Швейцарский орган по надзору за финансовыми рынками, который является государственным учреждением.
FINMA выделила 3 группы токенов:
- Платежный токен — это прямой аналог криптовалюты, который можно использовать в качестве платежного инструмента
- Utility token — это токен, который выпускается для предоставления права цифрового доступа к приложению или сервису. Такой токен считается ценной бумагой, если у него есть инвестиционная функция
- Токен актива — это токен, который соответствует критериям ценной бумаги и, следовательно, подпадает под юрисдикцию швейцарского законодательства о торговле ценными бумагами
На так называемом этапе «предпродажи» все токены, считающиеся «торгуемыми», классифицируются как ценные бумаги без необходимости соблюдения правил по борьбе с отмыванием денег. Однако после старта ICO такие меры обязательны для «платежных токенов».
При проведении ICO в Швейцарии необходимо получить документы и зарегистрироваться аналогично реестру ценных бумаг по швейцарскому законодательству.
Законодательство США
В США значительная часть токенов связана с инвестиционным соглашением, которое само по себе является своего рода ценной бумагой.
В Комиссии по ценным бумагам и биржам v. Хоуи, Верховный суд США разработал тест (тест Хауи), чтобы определить, связана ли сделка с инвестиционным договором.
Токен считается ценной бумагой, если он соответствует всем трем критериям:
- Есть инвестиции
- Инвестиции в общую компанию
- Ожидается, что доходы будут поступать в основном от деятельности других
Что касается токенов блокчейна, доказательство Хоуи было адаптировано Питером Ван Валкенбургом в его работе «Основы правового регулирования криптовалют». Автор представляет анализ вопроса о том, учитываются ли криптографические токены блокчейна, обладающие определенными характеристиками «бездокументарных ценных бумаг», для целей раздела 2(а)(1) Закона о ценных бумагах, ред. 1933 г и раздел 3(а)(10) Закона о ценных бумагах и биржах, ред. 1934 год — ценности.
Определение ценной бумаги: «любой вексель, акция, казначейские акции, фьючерсы на акции, своп ценных бумаг, долговые обязательства, облигации, долговые обязательства, сертификаты участия по какому-либо соглашению о распределении прибыли, инвестиционному договору или, в более общем и общем смысле, любой интерес или инструмент, известный как «ценная бумага», или процентные сертификаты, а также временные сертификаты, расписки, гарантии или сертификаты, или права на подписку или покупку вышеперечисленного»
ЗАКОН О ЦЕННЫХ БУМАГАХ 1933 г.//с изменениями, внесенными ЗП 112-106, утвержденными 5 апреля 2012 г.
Исходя из этого определения, автор выделил два типа токенов:
1. Токен блокчейна, обладающий одним или несколькими из следующих прав, вряд ли будет соответствовать определению термина «ценность»:
- Право на программирование, разработку или создание наборов функций для Системы или право на интеллектуальный анализ («майнинг») объектов, встроенных в Систему;
- Право на подключение к системе или предоставление лицензии на систему;
- Право взимать плату за вышеуказанное подключение или лицензию;
- Право на участие в функционировании системы;
- Право на использование системы или результатов вашей работы;
- Право продавать продукты, созданные системой;
- Право голоса по вопросам расширения или сокращения возможностей и функциональности системы.
2. Токен блокчейна с одним или несколькими инвестиционными интересами, перечисленными ниже, скорее всего, будет классифицирован как токен безопасности:
- Доля участия в юридическом лице, в том числе в полном товариществе;
- Долевое участие;
- Участие в прибылях и (или) убытках либо участие в активах и (или) обязательствах;
- Статус кредитора или кредитора;
- Право требования в отношении конкурсной массы на основании статуса участника (акционера) капитала или кредитора;
- Статус лица, которому система или юридическое лицо, выпускающее токен блокчейна, обязано вернуть полученные средства;
- Свойство, которое позволяет владельцу конвертировать токены блокчейна, не являющиеся ценными бумагами, в токены блокчейна или финансовые инструменты, связанные с одним или несколькими инвестиционными интересами, или дает владельцу право опциона на приобретение одного или нескольких инвестиционных интересов.
Читайте также: Курс биткойнов сегодня
Законодательство Эстонии
Управление финансового надзора Эстонии, FSAEE, проверяет токены на основе установленных критериев в каждом конкретном случае.
FSAEE заявляет, что если есть токены, которые дают инвесторам определенные права в эмитенте или стоимость которых связана с будущими доходами или успехом в торговле, они считаются ценными бумагами по смыслу § 2 SMA. В этом случае обращение токенов приравнивается к обращению ценных бумаг и должно соответствовать «Закону о рынке ценных бумаг (SMA) и Закону об обязательствах (LOA)».
Таким образом, на токены, эквивалентные ценным бумагам, распространяются правила публичного предложения § 12 SMA с обязательством регистрации соответствующего проекта.
Также стоит отметить, что на основании «Закона о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма», утвержденного 25 октября 2017 года, деятельность по оказанию услуг по обмену виртуальной валюты подлежит лицензированию (ст. 70 п. 4). При этом обмен криптовалют как на другую криптовалюту, так и на другую фиатную валюту подлежит лицензированию.
Обобщая правовое регулирование токенов и криптовалют на примере Швейцарии, США и Эстонии, хотелось бы отметить, что отдельного регулирования токенов и криптовалют нет.
Регуляторы разработали систему критериев, по которым оцениваются токены или криптовалюты и на основании оценки требуют прохождения уже установленных процедур.
В результате мы имеем ситуацию, когда, с одной стороны, полный запрет на токены и криптовалюты исключит развитие перспективной технологии блокчейн, а с другой стороны, отсутствие запрета на использование токенов и криптовалют увеличивает риски незаконной деятельности и уклонения от уплаты налогов.
Национальная цифровая платформа по токенизации (НЦПТ)
Внедрение технологии блокчейн в реальный сектор экономики столкнулось с непреодолимой трудностью, заключающейся в отсутствии прозрачности осуществления деятельности с использованием токенов и криптовалют.
Регуляторно-правовые меры снижают негативный эффект, но не устраняют главный недостаток: непрозрачность.
Эта проблема устраняется только созданием национальной цифровой платформы для токенизации.
Такая платформа позволит выпускать все виды токенов, необходимых компаниям и государству, и будет гарантировать полную прозрачность.
Государство, бизнес и граждане получат все выгоды от внедрения технологии блокчейн в жизнь.
Схема работы НЦПТ
Схема работы высокого уровня CNTP состоит из следующих элементов:
- Пользователь блокчейна: пользователь услуг, предоставляемых платформой токенизации;
- Blockchain Developer — разработчик смарт-контрактов и приложений на основе блокчейна;
- Оператор Blockchain — это оператор, который управляет платформой токенизации:
- Творчество;
- Контроль;
- Перемена;
- Надзор.
- Регулятор: Регулятор блокчейна, который контролирует блокчейн
- Традиционные информационные платформы: информационные системы, которые могут использоваться при выполнении процессов в рамках смарт-контракта и могут инициировать запросы к блокчейну;
- Источники данных: системы хранения данных, которые могут предоставлять данные, влияющие на поведение смарт-контрактов
- Аутентификация и авторизация — система управления различными типами сертификатов, необходимых для получения доступа к блокчейну
Пример использования НЦПТ
Рассмотрим вариант использования НКПТ для электронного ПТС (Паспорта ТС):
Рабочий механизм:
- Платформа токенизации устанавливается в безопасных территориально распределенных центрах обработки данных;
- Платформа интегрирована с сервисом «Госуслуги;
- На платформе бизнес-процесс «Электронная ВТС» реализован в виде смарт-контракта».
Рассмотрим, как работает НЦПТ на примере нового автомобиля:
- Производитель выпускает новый автомобиль;
- Производитель через авторизованное рабочее место, на сайте Госуслуг, регистрирует выпуск нового автомобиля;
- Государственные службы, взаимодействуя с платформой токенизации, регистрируют в блокчейне факт создания нового автомобиля и уведомляют ГИБДД о появлении нового объекта регистрации, по сути, в блокчейне создается электронный паспорт транспортного средства, для которому выдается собственный токен с метаданными, содержащими информацию о выпущенном автомобиле. На данный момент запись этого автомобиля появляется в открытом доступе. В зависимости от уровней доступа информация будет доступна:
- Характеристики автомобиля;
- Создатель;
- Экспортер (в случае ввоза автомобиля из-за границы);
- История смены владельца;
- История обслуживания автомобиля;
- Информация о переработке.
- Затем автомобиль доставляется дилеру, о чем дилер через авторизованное приложение Госуслуг вносит запись в блокчейн;
- Дилер продает автомобиль покупателю, регистрируя факт продажи через Госуслуги в блокчейне;
- Покупатель подает через Госуслуги заявление на регистрацию автомобиля в ГИБДД, после завершения регистрационного действия сделать запись об этом в блокчейне;
- Любое последующее действие с автомобилем (купля/продажа, обслуживание в авторизованном сервисе) приводит к созданию записей о нем в блокчейне.
Основные преимущества NCPT по сравнению с традиционной системой регистрации автомобилей:
- Полный учет всех транспортных средств в высокодостоверной базе данных, при этом пользователи с разным уровнем доступа могут видеть разный объем информации;
- Прозрачные и быстрые операции по купле-продаже автомобиля за счет использования токена (электронного ПТС), который легко перевести из личного кабинета одного пользователя в чужой;
- Невозможность перепродать угнанный автомобиль;
- Полная прозрачность всех операций по купле-продаже автомобилей и полное отсутствие подделок;
- Автоматизированный процесс регистрации автомобиля и возможность получить гос.номера по почте или забрать их лично без предъявления автомобиля;
- Структурирована работа государственных органов: одни занимаются учетом произведенных и ввезенных автомобилей, вторые — вывезенных и утилизированных, третьи — куплей/продажей автомобилей и выдачей госномеров. Токенизация этой области сделает всю работу максимально прозрачной и устранит коррупционную составляющую
Аналогично можно оформить жетоны на все товары с отличительными номерами (серийными номерами): крупную и мелкую бытовую технику, лекарства, промышленное оборудование и т.д.
Поэтому токенизация этого направления приведет к максимально прозрачным схемам работы и сможет полностью очистить рынок от контрафактной продукции.
В этом случае выигрывают все:
- Пользователи получат качественную, подлинную продукцию;
- Бизнес — возможность многократно ускорить свои процессы;
- Государство: полная прозрачность, возможность регулирования, отсутствие уклонения от уплаты налогов и значительное снижение коррупции.
Шаги по внедрению технологии блокчейн в экономику:
- Создание национальной платформы цифровой токенизации
- Создание личных кабинетов государственных органов, частных и государственных компаний
- Создание личных кабинетов граждан
- Внедрение технологий блокчейн по запросу компаний и государственных органов
Правовое регулирование токенов и криптовалют при наличии НЦПТ
Наличие Национальной платформы цифровой токенизации гарантирует полную прозрачность обращения всех токенов и криптовалют, выпущенных на базе этой платформы.
Регистрируя производителя, дистрибьютора, магазин и других участников рынка, компания подает пакет документов, а значит, берет на себя обязательства по выполнению заявленных функций.
Токен с уникальными данными о товаре является собственностью этого товара или товарной единицы.
Наличие токенов в личном кабинете частной или государственной компании, государственных органов или граждан приравнивается к владению определенным товаром или единицей товара.
Учет, хранение и перемещение осуществляются на базе НЦПТ, что обеспечивает многоуровневую систему доступа к информации.
Например, при выпуске токена на автомобиль цифровой ПТС:
- Граждане имеют доступ к информации о марке автомобиля, регистрационном номере и ФИО владельца;
- Информация о месте регистрации владельца автомобиля доступна только в ГИБДД;
- Полную информацию обо всех владельцах данного автомобиля, а также данные обо всех автомобилях, когда-либо находившихся во владении конкретного гражданина, могут получить только правоохранительные органы.
Национальная платформа токенизации также сможет выпускать корпоративные платежные токены для обеспечения внутренних экосистем. Все транзакции с этими платежными токенами будут полностью прозрачными, что позволит ЦБ регулировать весь процесс.
Создание НЦПТ обеспечит базовую инфраструктуру для глубокого внедрения цифровых технологий в реальный сектор экономики.